Большое количество древних городищ и поселений, расположенных на территории Савинского поселения, показывает, насколько интенсивно использовалась его территория древним населением Прикамья. Историками нередко отмечается тот факт, что юго-западная часть Прикамья, где расположено поселение, находилось в наиболее благоприятных и удобных условиях для цивилизации, чем другие ее части.

Территория представляет собой холмистую, а местами и гористую местность, пересеченную долинами многочисленных рек и речек. Почва этой части губернии состоит из глины, суглинка, супеска и беляка. Климат умеренный и наиболее теплый, чем в любых других частях Прикамья. Поэтому можно предположить, что земледелие возникло и развивалось, еще в доисторические времена, главным образом в западной его части, по берегам Камы и притоков, впадающих в нее. Отсутствие земледельческих орудий при раскопках можно объяснить изготовлением их из дерева и вследствие чего невозможности сохранения до наших дней.

Открытые здесь древние поселения содержат культурные напластования от эпохи неолита до позднего средневековья. Особая плотность населения наблюдалась в ананьинское время. Как показывают археологические раскопки на поселении Заюрчим I, памятник неоднократно использовался прикамскими племенами не только как временное стойбище, но и как долговоременное поселение. Когда-то в Прикамских широтах росли широколиственные леса, в которых обитали слоны и носороги, львы и гиены, бизоны и олени и многие другие экзотические теперь для нас животные. С одним из таких длительных потеплений и связано, вероятно, первое появление миллионы лет тому назад человека в наших краях. Однако предположения о примерном появлении человека на территории Савинского поселения можно сделать только на основе археологических раскопок и найденных там предметов. Тем самым, археологические раскопки стоянки Заюрчим I на урочище Красава и Больше-Савинского II селища показали, что здесь было поселение в эпоху бронзы и эпоху раннего железного века.

Источниками пропитания доисторического человека были охота и рыболовство. Западная часть Прикамья была покрыта первобытными лесами. В те времена в лесах водились, в большом количестве, лоси и олени и первобытному человеку уже был известен способ их ловли в ямы. Затем различные породы лесной, водяной птицы и рыбы доставляли им обильную пищу. Река Мулянка, левый приток реки Камы, служила в летнее время самым удобным путем сообщения. В зимнее время вся Западная часть Прикамья покрывалась глубокими снегами, поэтому первобытный человек передвигался на лыжах и мог предпринимать на них продолжительные охотничьи экскурсии и путешествия, проводя ночи в вырытых в снегу ямах.

.

Эпоха бронзы (II тыс. до н.э.)

Эпоха бронзы – важный переломный этап в ранней истории человечества. Важнейшим новшеством в этом период было приручение животных и развитие скотоводства, рост экономической и общественной роли мужчины и переход от матриархата к патриархату.

Какие именно племена и народы проживали на территории нынешнего Савинского поселения, сказать сложно. Конкретных и точных данных нет, но есть предположения. Возможно, на этой территории проживал так называемый народ Чудь или Чудаки – старинное, исчезнувшее финское племя. Пермская Чудь получила свое название не от названия губернии, а от древней Перми. Границы распространения Пермской Чуди, в Пермской губернии, замечательно совпадают, насколько это можно судить по археологическим памятникам, с границами Перми и ее окрестностями. Некоторые ученые отождествляют Пермскую Чудь с древней Пермью (народом) и живущим в то время народом Коми, т.е. с Пермяками и Зырянами.

Чудь по-видимому стояла на более высокой ступени культуры, чем финны-Пермяки и Зыряне, а именно находились в торговых отношениях с цивилизованными азиатскими народами. Они доставляли им лошадей, индийские и персидские изделия, бронзовые и стеклянные украшения.

По легендам Коми, Чудские люди были маленького роста и не понимали русского языка. Считается, что природа чуди была двоякой: наполовину это были люди, наполовину – сверхъестественные существа, родственные духам.

Однако они не смогли защитить себя, когда в их края пришли переселенцы, осваивавшие новые перспективные места – возможно, русские. По одной версии,  чудь вырыли в лесу глубокие норы, залезли под землю и обрушили подпорки, заживо себя похоронив. По другой, чудь-народ воспользовался своей двоякостью и переселился в параллельный мир (“мир-двойник”).  Согласно некоторым легендам,  чудские не смогли взять с собой все свои богатства, и по всей пермской земле спрятаны золотые чудские клады, которые ни при каких обстоятельствах не открываются современным людям. Все эти сокровища защищены так называемым “завещанием чуди”. Если же знать заветные слова, клад сам выйдет навстречу.

Возможно, в те времена здесь уже проживали остяки и вогулы, которые были схожи в языческих верованиях.

Литература:

  1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.
  2. Пермская губерния: список населенных мест по сведениям 1869 г. СПб., 1875.
  3. Теплоухов А.Е. О доисторических жертвенных местах на Уральских горах // Записки УОЛЕ. Т.6. Вып. 1. Екатеринбург, 1880.
  4. Теплоухов Ф.А. Оттиски статей и заметок о древностях Пермской губернии. Пермь,1893.
  5. Тетерин С. Мифология Коми. Легенда о Чуди. // Адрес доступа: http://www.bibliotekar.ru/perm/42.htm
  6. Черных Е.М. Жилища Прикамья. Эпоха железа. Ижевск, 2008.

.

Эпоха раннего железного века (VIII в. до н.э. – V в. н.э.):

Ананьинская культура (VIII в. до н.э. – III в. до н.э.);

Носители культурной общности памятников послужили основой для формирования народов пермской группы финно-угорской языковой семьи (удмуртов, коми-пермяков и коми-зырян) и оказали существенное влияние на сложение других финноязычных народов, особенно марийцев и мордвы. Ананьинское время открыло новую ступень в развитии населения Прикамья – эпоху железа. В этот период складываются основные черты материальной и духовной культуры народов Прикамья.

Изготовление орудий труда и оружия из железа привело к революции в материальном производстве и военном деле. Появилась возможность расчищать большие площади от леса, совершенствовать обработку почвы и уборку урожая. Появление железа содействовало сложению более продуктивного хозяйства, и как следствие, росту народонаселения, а также развитию обмена, распространению технологического опыта и культурных достижений. С развитием скотоводства происходит накопление богатств, частыми становятся военные столкновения с целью их захвата. Широкое использование железа повлекло разрушение традиционных норм первобытного общества, зарождения его расслоения и формирование раннеклассовых отношений.

Нестабильная обстановка и стремление оградить свою жизнь и ценности от врагов привели к появлению в VI в. до н.э. городищ-укрепленных поселений, располагающихся на высоких мысах, окруженных рвом и валом. Наиболее известные из них – Гляденовское городище. Городища были не только административными, но и культовыми центрами. На основе этих данных можно с уверенностью говорить, что здесь уже проживали не кочующие племена, а оседлые. Население уже проживало не в пещерах, а стало строить отдельные деревянные жилища, в которых были выделены зоны для сна и приготовления пищи. Рядом располагались промысловые стойбища, где удобно было заниматься и пастьбой скота, и рыбной ловлей, и охотой.

Могильники ананьинского периода очень богаты по количеству погребений и погребальному инвентарю. Погребения чаще всего лежат в неглубоких могилах в вытянутом на спине положении, ногами к реке. В одном из погребений была выложена из каменных плит большая каменная лодка. Вероятно, из суеверий ананьинцев, двойники – души умерших должны были совершать по реке путь в загробный мир. Изредка ананьинцы практиковали трупосожжение. Встречаются коллективные погребения: мужчины с женщиной и взрослых с детьми.

Материальная культура ананьинцев богата и своеобразна. Наиболее яркое выражение она находит в многочисленных медно-бронзовых изделиях, встречающихся, главным образом, в погребениях, а также в культурных слоях поселений: наконечниках копий и стрел, бляхах, подвесках и т.д. Повсеместно были распространены железные ножи, изредка железные наконечники копий, стрел. Широко использовались кость и рог, не говоря уже о дереве, во все времена служившем для удовлетворения разнообразных нужд человека. Из кости делались наконечники из стрел и для деревянных земледельческих мотыг, рукоятки, черенки и многие другие предметы.

Посуда была не особенно крупной, круглодонной, котлообразной, со шнуровых зубчатым и ямочным орнаментами в верхней части сосудов. Она лепилась от руки из глины с примесью толченой раковины и сланца.

Земледелие было подсечным, огневым. Тяжелая работа по расчистке поля из-под леса должна была производиться мужчинами. Но окончательная подготовка поля, посев, охрана поля, сбор урожая, его хранение и приготовление в пищу всегда входили в обязанности женщин.

Определение костного материала с городищ и селищ показывает преобладание лошади и крупного рогатого скота, а иногда свиньи. Лошадь была ездовым животным. Коровы, вероятно, появились на Каме с юга еще в эпоху бронзы. Охота и рыболовство отступают на второй план, но играют еще заметную роль в хозяйстве.

Впервые в это время выделяется особая отрасль охоты – пушной промысел. Главной целью на них был мех, а не мясо. Пушнина была необходима для развивающегося обмена с южными соседями.

Идеология ананьинского населения характеризуется развитием анимистических представлений – веры в невидимые души людей, животных и различных предметов, возникшей на почве неумения правильно объяснить себе многие явления природы.

Своеобразные формы принимает магия – вера в силу колдовских приемов. Они почитали древнее божество – владычицу зверей и хранительницу домашнего очага. В тоже время они поклонялись небу и солнцу и почитали умерших.

.

Литература:

  1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.
  2. Чагин Г.Н., Коренюк С.Н. и др. Времена. Книга об истории Пермского района. Пермь, 2009.

.

Гляденовская культура (III в.до н.э. – V в.н.э.).

Свое название гляденовская культура получила по имени известного Гляденовского костища, которое находится в 20 км. Южнее города Перми на реке Нижней Мулянке.

В Прикамье в эпоху раннего железного века существовали уникальные святилища – костища. Они названы так потому, что основная масса находок состоит из костей домашних и диких животных, принесенных в жертву или съеденных при совершении религиозных обрядов. В центре жертвенных мест первобытные люди устанавливали деревянных идолов с грубо вырезанными или нарисованными человеческими лицами. Идолы олицетворяли собой огонь, ветер, воду и другие могучие силы природы, перед которыми человек часто бывал беззащитен. Мясо принесенных в жертву животных поедалось, а кровью, собранной в глиняные сосуды, члены рода мазали губы деревянного идола, выпрашивая у него удачи в охоте или в набеге на соседнее племя. Часть вещей, приносимых в жертву, люди использовали раньше в хозяйстве и быту. Некоторые же вещи специально изготавливались для приношения идолам – они получили название вотивных вещей (от латинского слова votus – обет).

Однако костище было не только местом для жертвоприношений, но и кладбищем. Оно использовалось длительное время. Письменный источник XVII века «Житие Трифона Вятского» упоминает о том, что здесь было «жертвище и кладбище на нем остяцкое». Но следов погребения почти не осталось, возможно, гляденовцы использовали трупосожжение как обряд захоронения. Сожжения умерших они совершали с той целью, чтобы душа покойника быстрее освободилась от тела и попала в загробный мир. Огню, кроме того, придавалось значение очистительной силы.

Костища, как правило, расположены на возвышенных местах, с которых хорошо просматриваются окрестности. Многие из них приурочены к родникам или выходам грунтовых вод.

Гляденовские племена считаются далекими предками коми-пермяцкого народа. Изучены наземные срубные жилища, окруженные неглубокими канавками с очагами и хозяйственными ямами внутри. Также известны неукрепленные поселения-селища. Поселения располагались в тех частях камской долины, где были богатые пастбища.

Основой хозяйства гляденовских племен было скотоводство. Преимущество отдавалось крупному рогатому скоту и лошадям, но выращивали также свиней, коз и овец. Меньшую роль в экономике играло подсечное земледелие. Охота и рыбная ловля были подсобными занятиями. Дальнейшее развитие получила металлургия железа и меди.

Все основные орудия труда и оружие гляденовцев изготовлялись из железа, которые окончательно вытесняет не только каменные, но и медные и бронзовые орудия. Это наконечники стрел и копий, ножи, серпы, рыболовные крючки, иглы. Наиболее важным орудием из железа для работы по дереву и очистки леса под земельные участки был топор. Это сыграло большое значение в развитии земледелия. Кроме того, появление железного топора сказалось на развитии домостроительства – с этого времени основным типом жилища становится бревенчатый срубный дом.

По некоторым находкам можно восстановить некоторые детали одежды. Мужчины носили на голове остроконечные меховые шапки, на теле – короткие куртки и штаны навыпуск. Женщины заплетали волосы в косы, спускавшиеся на грудь и плечи. Часть их носила длинную одежду, которая доходила до колен и даже до пят, некоторые женщины носили штаны, спускавшиеся ниже колен.

Переход от матриархата к патриархата совершался медленно. Женщины продолжают занимать первое место в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.

 

Литература:

  1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.
  2. Чагин Г.Н., Коренюк С.Н. и др. Времена. Книга об истории Пермского района. Пермь, 2009.